АДМИНИСТРАЦИЯ ПРОЛЕТАРСКОГО РАЙОНА УПРАВЫ ГОРОДА ТУЛЫ
ПРОЛЕТАРСКИЙ РАЙОН

ОБРАЗОВАНИЕ

ТУЛА
СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА  

 

обратно

 

 

Содержание:

1. Инновационные учреждения
2. Общеобразовательные учреждения
3. Коррекционное и дополнительное образование

4. Профессиональное образование

Система образования Пролетарского района охватывает около четырех тысяч детей дошкольного возраста и в четыре раза больше школьников, оздоровление, развитие и обучение которых осуществляется в 28 дошкольных и в 25 образовательных учреждениях.
В них трудятся свыше двух тысяч воспитателей и педагогических работников, в том числе 36 заслуженных учителей, 82 почетных работника общего образования и более 200 отличников просвещения Российской Федерации.
Здесь полным ходом идет разработка нового содержания образования и педагогических технологий, приоритетными из которых являются сохранение и укрепление здоровья детей. Большое внимание уделяется ранней профилактике и выявлению детей, имеющих отклонения по показателям здоровья, и оказанию необходимой помощи семье и ребенку в рамках региональной программы "Здоровье".
Выполняя Федеральный Закон "Об образовании", в районе проводится работа по созданию условий для развития здоровьесберегающей среды, которая носит целенаправленный и системный характер. Внедрение новых технологий позволило увеличить физическую нагрузку на учащихся в виде обеспечения двигательной активности детей на уроках ритмики, хореографии, плавания, проведения обязательных физкультурных минуток перед началом уроков, что позволяет выполнять социальный заказ населения, направленный на воспитание здорового подрастающего поколения. В районе действует около 30 групп компенсирующего вида с пребыванием в них более 350 человек. В рамках единого образовательного пространства разработаны и внедряются вопросы преемственности: МДОУ №125 и школа №51 - группы и классы с нарушением органов зрения; МДОУ №28 и школа №49 - группы и классы с нарушениями опорно-двигательной системы.
В образовательных учреждениях района созданы и работают 56 классов компенсирующего обучения, шесть классов охраны органов зрения (школа №51), в школе №49 открыты классы для соматически ослабленных детей. Логопедическими услугами охвачено около 100 детей в дошкольных учреждениях, где оказывается логопедическая помощь учителями-логопедами, дефектологами и тифлопедагогами. Консультациями педагогов-психологов охвачено в четыре раза больше детей в прогимназии №1 и семи дошкольных учреждениях. На базе школы №61 действует валеологический центр, который осуществляет программу оздоровления детей с формированием у них санитарно-гигиенических навыков.
Свыше половины обследованных детей страдают заболеваниями опорно-двигательного аппарата. В целях профилактики сколиозов и нарушений опорно-двигательного аппарата эти дети имеют возможность бесплатно для семьи, за счет средств бюджета посещать Центр реабилитации и профилактики-кинезитерапии. Только за последний год здесь оздоровлено 264 человека на общую сумму 321 тыс.рублей.
В соответствии с Концепцией модернизации российского образования в процессе учебной и внеурочной деятельности решаются задачи сохранения физического и психического здоровья учащихся и их социальная адаптация.
В рамках мониторинга заболеваемости в школах оказывается медицинская помощь и проводятся различные процедуры, включая вакцинацию и витаминизацию, а также просветительскую работу среди учащихся и их родителей.
Благодаря помощи администрации Пролетарского района решен вопрос о приобретении витаминных препаратов по рациональным ценам. За год было выделено из средств бюджета 24 тыс.рублей на витаминизацию учащихся, которая прошла во всех образовательных учреждениях. В период распространения гриппа и острых респираторных заболеваний ни один класс в районе не был закрыт на карантин. С помощью администрации был также решен вопрос обеспечения медикаментами школ района, где спонсорскую помощь оказала и фармакологическая фабрика.
Выполняя комплексную районную программу, в 2001 году на территории района был открыт центр укрепления здоровья и содействия здоровью обучающихся и воспитанников "Контакт". Только за последний год его специалистами обследовано свыше шести тысяч воспитанников, с которыми проведены консультации, тренинги, игровые занятия и беседы.
Одной из основных задач в развитии социальной сферы по праву считается содействие в обеспечении функционирования систем жизнеобеспечения, своевременного и качественного проведения ремонтных работ, укрепления материальной базы. Выполнение этой задачи обусловлено эффективным использованием средств городского бюджета, привлечением потенциала базовых промышленных предприятий района и выделением средств из внебюджетного фонда администрации.
Целенаправленная политика по укреплению учебно-материальной базы позволила только за последний год выполнить капитальный ремонт кровли в четырех учреждениях образования, ремонт систем водоснабжения и канализации в пяти зданиях, провести капитальный ремонт шести пищеблоков и шести спортивных залов. В трех учреждениях практически полностью заменена система теплоснабжения, отремонтировано более трети кабинетов в школах и групповых комнат в детских садах.
Заметно повысилось и качество образования школьников. Если в 1995 году из 1200 выпускников в районе менее 30 юношей и девушек получили золотые и серебряные медали, то в последнее время число медалистов практически утроилось.

^вверх^

1. Инновационные учреждения

Открытая около сорока лет назад средняя школа №32 с 1990 года превратилась в Тульскую классическую гимназию №1. Из 70 тысяч российских школ эта гимназия входит в число 25 лучших, а среди всех лицеев и гимназий страны стоит на третьем месте, пропустив вперед лишь Москву и Санкт-Петербург. В начале третьего тысячелетия ей по праву присуждено почетное звание "Школа века".
Около десятка педагогов во главе с директором школы Алексеем Васильевичем Пономаревым носят почетное звание "Заслуженный учитель Российской Федерации", а преподаватель хореографии А.И.Фролов является заслуженным работником культуры России.
Образовательно-воспитательный процесс начинается на первой ступени - еще в прогимназии. С четырех лет дети приобретают расширенные знания по грамматике, математике, английскому языку, с пяти обучаются основам компьютерной грамоты. Основная специализация - по гуманитарному образованию, предметам духовного возрождения и творчеству. Дети пребывают в прогимназии полный день: в первой половине дня у них занятия по базовым предметам, во второй - дополнительными дисциплинами (плавание, хореография).
С пятого класса обучение идет по факультативному принципу, будь то филологический с изучением двух иностранных языков, физико-математический с элементами экономики, либо химико-биологический с основами медицины.
В 1996 году здесь создан факультет дополнительного образования с такими отделениями, как заочная школа при МФТИ, заочная школа при МГУ, школа при Российском химическом университете имени Д.И.Менделеева, отделения "Войсковая подготовка", "Физическая культура и спорт". Кроме того, открыт юридический класс по совместному договору с Тульским юридическим колледжем и медицинский класс - по договору с Рязанским государственным медицинским университетом им.академика И.П.Павлова. Два политехнических отделения созданы на базе Тульского государственного университета. Совместно с Тульским экономическим центром "Атлант-Информ" при Дворце культуры и досуга действует гимназическое отделение "Деловой иностранный язык", где ребята изучают экономику на английском и французском языках.
Традиционный осенний праздник - прием первоклашек в "Муравьиное братство", здесь даже создано свое толстовское общество. Старшеклассники гимназии неоднократно были удостоены Соросовских грантов по биологии и математике, получили свидетельства Международной научно-технической конференции школьников "Старт в науку", завоевали серебряную медаль на Международном фестивале детства и юношества в Италии.
Учащимся некогда скучать, ибо каждый находит себе занятие по душе. Здесь работают изостудия детского творчества "Радуга", хореографический ансамбль бального танца "Вдохновение", фольклорный ансамбль "Ложкари", детское объединение "Лоскутное шитье", гимназический театр "Глобус" и кукольный театр на французском языке, вокальный ансамбль "Детство", ансамбли народных танцев "Малышок", Муравьишки", "Дружба".
Успешно осуществляются гимназические программы "Одаренные дети", "Здоровье", "Качество", "Гимназия-вуз", "Международные связи", "Летний отдых и труд", "Олимпиадный центр", действует научное общество учащихся "Общество Почемучек и Эрудитов". Совсем недавно зародилось новое движение "Помоги другу" - это оказание помощи воспитанникам Долматовского детского дома из Чернского района Тульской области.
Лучшие ученики участвуют в олимпиадах и добиваются успехов. Павел Королев и Константин Титов стали призерами городской олимпиады по истории и победителями по географии, в городской олимпиаде по литературе Вера Князева завоевала первое место, а Александр Митькин - третье.
Гимназия №3 ведет свою историю от дореволюционной церковноприходской школы, которая впоследствии была реорганизована в среднюю школу №9. Тридцать лет назад педагогический коллектив возглавила Вера Ефимовна Лагутина, ныне заслуженный учитель РФ. Школа одной из первых перешла на обучение детей шестилетнего возраста, с первого класса было введено преподавание иностранного языка, оборудован зал для занятий ритмикой и хореографией.
С 1993 года она стала школой-гимназией, и здесь началась реализация экспериментального педагогического проекта "Школа Л.Н.Толстого как модель непрерывного образования нового типа". В учебный план вошли такие качественно новые предметы, как Азбука Льва Толстого, Чаша жизни, Круг чтения, Природа и труд, Познай себя, История развития человечества, Духовное наследие Л.Н.Толстого.
"Толстовское" содержание образования ориентировано на развитие в ребенке разума, культуры чувства и самостоятельности. Во время аттестации в 1997 году это учебное заведение получило статус "Гимназия №3". В ней с девятого класса по желанию родителей и детей формируются профильные классы: выявляются интересы, интеллектуальные способности учащихся, после тестирования психолога даются рекомендации.
Здесь имеются два основных профиля обучения - гуманитарный и технологический. Если по гуманитарному профилю акцент сделан на русский и иностранный языки, историю и литературу, то в классах технологического профиля - на физику и математику. В 2005-2006 учебном году будет добавлен также класс социально-экономического профиля.
В 1997 году на Международном конкурсе "Европа в школе" гимназия получила диплом первой степени уникальная детская экологическая организация "Майский союз", в 2000 году - звание "Школа века", а ее директор В.Е.Лагутина - "Директор века".
Лингвистическая гимназия № 30 была открыта еще в сентябре 1943 года, а спустя 15 лет школа переехала в новое здание, и началось углубленное изучение французского языка. Применяется система развивающего обучения и рейтинговая 20-балльная система оценки знаний. Решающее значение при формировании личности ребенка отводится здесь его собственному опыту.
Это школа-лаборатория, в которой учителя пытаются сами размышлять над содержанием образования, обсуждать теоретические проблемы обучения и воспитания. Гимназия последовательно работает над реализацией единого подхода в преподавании иностранных и родного языков. Предусматривается расширение связей и контактов с зарубежными учебными учреждениями и предоставление лучшим выпускникам гимназии возможности продолжить образование на подготовительных курсах в лицеях Парижа и Реймса.
Выпускники гимназии - Артем Меркулов и Анастасия Сучкова, Юлия Морозова и Юлия Камальдинова, Надежда Щурова и Ольга Кулагина - неоднократно оказывались победителями и призерами Всероссийских конкурсов, лингвистических турниров и олимпиад.
В гимназии работают два театральных коллектива и вокальный ансамбль "Септима", музыкальный клуб "Зеленые рукава", танцевально-спортивный клуб "Артданс", клуб "Пластилиновый мир" и клуб интересных встреч "Рандеву".
Химический лицей, созданный в 1992 году на базе средней школы №64, ориентирован на обучение, воспитание и развитие одаренных учащихся по программам повышенного уровня сложности в области естественно-математических дисциплин. Обучение в 7-11 лицейских классах дает возможность овладеть навыками научно-исследовательской и экспериментальной работы в сфере естественных наук, ибо здесь преподают, помимо 11 учителей высшей категории, семь кандидатов наук и один профессор.
В лицее созданы условия для дополнительного образования, позволяющие реализовывать индивидуальные творческие запросы и интересы учащихся, включая профессиональную деятельность в качестве химика-лаборанта.
Ежегодно учащиеся лицея становятся призерами и победителями различных этапов Всероссийской олимпиады школьников по биологии и химии. Так, выпускник 2000 года Михаил Кабешев стал абсолютным победителем международной олимпиады по химии в Копенгагене и награжден золотой медалью.
В 1990 году была открыта 27-я средняя школа, а на следующий год в ней начали функционировать классы с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла, которые в 1993 году переросли в лицей №3, или лицей искусств. Здесь ребята не только получают полное среднее образование, но и овладевают знаниями, умениями и навыками по одному из шести видов искусства: театральному, музыкальному, вокальному, художественному, хореографическому, декоративно-прикладному.
Дети, обучаясь в лицее, выигрывают вдвойне. Им не приходится тратить драгоценное время на поездку в другие школы по интересам, а их родителям не надо оплачивать дополнительное образование ребенка, так как они получают его здесь бесплатно.
В стенах лицея царит атмосфера творчества. Педагоги считают, что каждый ребенок обладает талантом, надо только помочь раскрыть его, почувствовать его индивидуальность. Лицей является неоднократным лауреатом Всероссийского конкурса "Школа года", в начале третьего тысячелетия лицею присвоено почетное звание "Школа века", а руководители лицея - Т.Н.Папушина и Т.И.Яковлева - удостоены почетного звания "Директор года".
Широко известен в Туле ансамбль народного танца "Калинка" и классического танца "Терпсихора", обладателем Гран-при международного конкурса "Петропавловские ассамблеи гармоники" является оркестр "Гармония" под управлением С.А.Гамаюновой, удостоенный почетного звания "Детский образцовый коллектив".
На музыкальном отделении лицея искусств педагоги стремятся не только дать учащимся общее музыкальное образование, но и приобщить детей к сокровищнице музыкального искусства, сформировать их эстетические вкусы на лучших образцах классической русской и зарубежной музыки.
Ребята обучаются игре на различных музыкальных инструментах - фортепиано, баяне, аккордеоне, домре, балалайке, скрипке. Заканчивая музыкальное отделение лицея искусств, учащиеся получают и профессиональное образование, позволяющее им учиться в средних специальных учебных заведениях.
Дать учащимся комплекс умений и навыков в области театрального искусства, научить овладевать компонентами актерского мастерства - основные задачи театрального отделения. На занятиях актерского мастерства, сценической речи, театральной игры, вокала, танца, истории театра учащиеся не только постигают азы театрального искусства, но и готовятся стать настоящими актерами.
Становление ученика как творческой личности - цель педагогов художественного отделения на уроках рисунка, композиции, скульптуры. Замечательные полотна выходят из-под кисти учащихся лицея.
Общеэстетическое отделение дает детям общее гуманитарное образование с углубленным изучением русского языка и литературы, истории и иностранных языков. Учащиеся эстетических классов изучают такие предметы, как изобразительное искусство, музыка, ритмика и танец, эстетика и культура общения, мировая художественная культура.
Посещение спектаклей, концертов, выставок является источником дополнительного образования для учащихся. Тесные контакты связывают лицей с Тульским академическим театром, филармонией, художественным музеем, выставочным залом, муниципальным оркестром русских народных инструментов "Ясная Поляна", театром юного зрителя, театром кукол "Волшебник".
Сегодня лицей - не просто образовательное учреждение, а культурный и творческий центр. Недаром за разработку программы "Лицей искусств - молодежный досуговый центр" авторский коллектив получил грант Ш-й степени на Всероссийском конкурсе.

^вверх^

2. Общеобразовательные учреждения

21-я средняя школа характерна в первую очередь своими профильными предметами по интересам учащихся, связанными с историческим, географическим и литературным краеведением. В 1996 году, в дни празднования 850-летия Тулы, здесь возникла идея открыть музей истории Чулковской слободы.
Эту идею поддержал глава администрации района В.С.Могильников. На выделенные средства удалось создать музей по всем правилам: профессионально оформленный, с подсвеченными витринами. Часть экспонатов подарили областной краеведческий и музей "Тульские древности". Часть собрали сами ребята, роясь в сараях, кладовках и на чердаках в частных домах своих дедушек и бабушек. В экспозиции несколько разделов: "Тула - форпост русского государства", "Выпускники школы 1941 года", "История Чулкова" - его кустарные промыслы, архитектурные памятники и сегодняший день.
Директором этого музея, который занял 1-е место в областном конкурсе, является школьный библиотекарь Галина Павловна Дыринда. Краеведческий кружок, действовавший при музее, перерос в школьное научное общество краеведов, которым руководит директор музея П.Н.Крылова Нина Викторовна Кондакова. Юные краеведы разработали проект историко-этнографического музея под открытым небом "Город мастеров". Они предлагают отреставрировать Христорождественскую церковь и здание приходской школы.
На базе школы работают видеостудия "Алые камни", танцевальный коллектив "Самоцветик", кружки декоративно-прикладного искусства, технического моделирования, музейного дела, туристический и эколого-валеологический. Студия "Классное телевидение" вошла в число победителей областного творческого конкурса "Будь готов!", в котором участвовали детские общественные объединения.
22-я средняя школа работает с сентября 1937 года. В свое время здесь учились заместитель председателя Тульского облиспокома В.Н.Лаврухин, первый заместитель главы администрации Пролетарского района В.Л.Земцов, секретарь ЦК ВЛКСМ Игорь Никитин, генерал-майор Леонид Уткин.
В 1958 году в школе проводился эксперимент по внедрению производственного обучения на базе Тульского комбайнового завода, где был создан один из лучших участков. В школе тогда организовали, пожалуй, самый массовый хор учащихся, в котором принимали участие 120 человек. В начале нового века во дворе школы открылся мини-стадион с беговой дорожкой, футбольным полем, баскетбольной и волейбольной площадками.
23-й средней школе в этом году исполняется 65 лет, но с 1996 года она совершенно преобразилась, будто родилась заново, став единственным в России учебным заведением по системе непрерывного эстетического воспитания и художественного образования. Теперь, помимо общеобразовательных дисциплин, здесь изучают предметы эстетического цикла и основы декоративно-прикладного искусства.
Администрация района отнеслась к идее создания такой школы с пониманием, выделила под художественные мастерские здание бывшего детского сада, помогла с перепланировкой, ремонтом.
В гончарной мастерской выпаривается, сушится глина, делаются заготовки. Здесь ребята осваивают искусство скульптуры и керамики. В других мастерских обучают резьбе по дереву и кружевоплетению.
Среди педагогов школы три члена Союза художников России, член Союза писателей и народный мастер России. Они стараются сформировать у детей понимание взаимосвязи человека и природы, неповторимости окружающего мира, красоты нерукотворной и созданной руками человека. Их девизом могут служить слова поэта Максимилиана Волошина: "Знать лишь то, что истинно и верно, красотою мерить жизнь свою".
Учащиеся реализуют свой индивидуальный потенциал на уроках прикладного творчества. Радуют глаз выполненные из бисера украшения, яркие гобелены, сделанная в лучших народных традициях хохломская и городская роспись.
С 2001 учебного года открыты классы по специализации "дизайн" совместно с Тульским государственным машиностроительным колледжем имени Никиты Демидова. На основании договора выпускники школы зачисляются на 3-4 курс колледжа и готовят дипломный проект.
Команда школы заняла первое место в игре-конкурсе по профориентации "Хочу быть!", а учащиеся А.Лысова и М.Орехова награждены грамотой за активное участие в тульской международной ярмарке школьных кампаний.
В перспективе здесь предусмотрено расширение художественно-эстетического профиля, совместно с машиностроительным колледжем открытие профиля по специальности "земельное устройство", с профессионально-педагогическим колледжем - открытие профиля по специальности "моделирование и дизайн одежды", а с педагогическим университетом имени Л.Н.Толстого - открытие профиля по специальности "технология предпринимательства".
24-я средняя школа открыта в сентябре 1968 года. На основании решения городского экспертного Совета школа в 1994 году получила статус эстетической. Директор школы, заслуженный учитель РФ Алла Анатольевна Тришина и завуч по гуманитарному циклу, кандидат педагогических наук Алла Вениаминовна Степанова избрали приоритетным направлением развития совершенствование качества знаний, умений и навыков учащихся, формирование духовно-нравственных категорий становления личности при соблюдении личностно-ориентированного подхода к школьникам. В качестве инноваций в школе имеются профильные педагогические классы и классы с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла. В школе создана также детская организация "ТРОЯН".
В 25-й средней школе, которая перешагнула 65-летний рубеж, с 1989 года открыты профильные политехнические классы, а спустя три года впервые был выпущен химико-биологический класс.
Здесь сложились замечательные традиции отмечать ежегодно День школы по программе "Учитель-ученики" с разнообразными конкурсами и спортивными соревнованиями. В школьном Музее боевой славы регулярно проводятся встречи с ветеранами Великой Отечественной войны "Как это было".
В 2001-2002 учебном году первое место в международной олимпиаде по экономике занял С.Беляев и третье - А.Синьков, а на следующий год бронзовым призером в городской олимпиаде по математике и химии стал девятиклассник В.Бессонов.
С 2003 года в школе работают факультативы по предпрофильной подготовке девятиклассников по русскому языку, математике и истории.
40-я средняя школа открыта в сентябре 1957 года. Ее первым руководителем была заслуженный учитель РФ Елена Михайловна Романова. Более четверти века школу возглавляла Мария Георгиевна Егорова, которой удалось сформировать коллектив единомышленников. Последние 10 лет директором школы является Отличник народного образования Валентина Антоновна Каширина. В этот период приоритетными являются инновационные технологии с углубленным изучением физики и математики, а также развитие гуманистической воспитательной системы и подготовка к переходу на профильное обучение.
Созданная 70 лет тому назад 49-я средняя школа сначала была женской. Но в 1941 году жизнь школы перестроилась на военный лад. Во дворе мастерили маскировочные сети из шпагата и мочалки, накрест заклеивали окна, рыли траншеи. Среди уроков часто раздавался вой сирены, возвещающий о воздушной тревоге. Ночами учителя дежурили в школе. В октябре началась эвакуация. Занятия возобновились лишь зимой в бараке, где не было никаких удобств, а в помещении школы были развернуты два госпиталя, где учителя и учащиеся проводили читки для раненых, ставили концерты. В 1943 году из эвакуации стали возвращаться дети, и барак уже не мог вместить всех. Учились в три смены в чрезвычайно тяжелых условиях. После выезда госпиталей школу капитально отремонтировали. За отличную работу в годы Великой Отечественной войны 11 учителей из педагогического коллектива были награждены медалью "За трудовую доблесть", а директор школы Нина Петровна Телеш получила орден Ленина.
В 1948 году произошло объединение средних школ №49 и 51 Криволучья в одну школу со смешанным обучением. В 1966 году здесь открыли музей боевой и трудовой славы, которым в настоящее время руководит учитель истории Валентина Тихоновна Богородицкая. В 1984 году около входа в здание школы был открыт обелиск, на котором высечены фамилии 65 учеников и учителей, погибших в годы Великой Отечественной войны, а рядом слова:
Вечно живые,
За мир и свободу,
Все, что смогли -
Вы отдали народу.
Жизнь Ваша - подвиг,
Былые сраженья.
Вас не забыло
Мое поколенье!
В основе деятельности школы лежит модель "Школа для жизни", а основной целью образования является становление экологической культуры личности каждого ребенка, гражданина Вселенной, способного безопасно и счастливо жить в будущем мире, непрерывно совершенствуя его, не подрывая основ развития и жизни следующих поколений людей, человека, ответственного за другие формы жизни на Земле.
В 1999 году она включена в качестве пилотной школы в городскую программу "Экология. Культура. Цивилизация". Здесь сложилась и успешно реализуется смешанная модель экологического образования, имеющая связь с МДОУ №28, а также рядом вузов, что обеспечивает преемственность звеньев "детский сад-школа-вуз" в системе муниципального непрерывного экологического образования.
Характерной особенностью школы является построенная в 1993 году оранжерея площадью почти в 700 кв.метров, где собрана уникальная коллекция комнатных и древесных растений, насчитывающая около 120 видов разнообразных местообитаний и климатических зон.
С 1998 года учащиеся принимали участие в региональном биомониторинге малых рек, были участниками Всероссийской детской экологической экспедиции "Живая вода", проходившей на Карельском перешейке.
Средняя школа №50 открыта в 1988 году, а уже через три года состоялся первый выпуск. На ее базе работает школа раннего развития, которую посещают дети от трех до шести лет. Со второго класса здесь введено изучение иностранного языка, а также преподавание такого предмета, как "психология".
На базе школы №50 осуществляется углубленное изучение информатики, открыт клуб технического творчества и авиамоделирования. Школа тесно сотрудничает с Тульским колледжем экономики, права и информационных технологий, а ее учащиеся занимаются в Открытом лицее Всероссийской заочной многопредметной школы МГУ на отделениях истории и права.
51-я средняя школа открыта в марте 1941 года, и в годы войны здесь размещался госпиталь. До 1954 года она функционировала как мужская семилетка, а затем как школа с политехническим уклоном.
С 1996 года возглавляет Ольга Васильевна Дивногорцева, которая по итогам 2002-2003 года признана лучшим директором школы. Здесь разработана концепция ноосферной школы, созданы программы, которые учат ребенка быть частью природы и найти свое место в жизни. С нового тысячелетия тут функционируют классы охраны зрения, которых нет больше нигде не только в нашем городе, но и в соседних областях.
Открывая классы охраны зрения, школа продолжила начинание специализированного детского сада №125, приняв выпускников этого дошкольного учреждения и продолжив их обучение и лечение. Открытие подобных классов на базе массовой общеобразовательной школы позволяет оптимально сочетать образовательный процесс с комплексной лечебно-профилактической и коррекционно-развивающей работой.
Конечной целью реализации модели классов охраны зрения является как полное восстановление нарушенных зрительных функций, их стабилизация, так и коррекция, компенсация психического и эмоционально-волевого развития учащихся. Создан уникальный лечебный комплекс, обеспеченный кадрами и специальной медицинской аппаратурой, оборудованы офтальмологический и тифлокабинет, зал лечебной физкультуры.
Особенностями структурного построения уроков в классах охраны зрения является чередование зрительных видов работы учащихся со слуховым восприятием учебного материала, включение в структуру урока зрительной гимнастики и физкультурной паузы, учет темпа учебной работы в зависимости от уровня сформированности коррекционных умений и навыков учащихся, что облегчает зрительное восприятие и снижает утомляемость.
Повышение работоспособности организма, укрепление и сохранение здоровья, коррекция двигательных нарушений и недостатков физического развития - такова цель коррекционных занятий ритмикой, хореографией и лечебной физкультурой.
Составной частью комплексной программы помощи школьникам с нарушениями зрения является организация совместной работы школы и семьи по воспитанию таких детей. Проводятся индивидуальные и групповые консультации для родителей, апробируется новая форма взаимодействия с семьей - родительские клубы.
В школе используются и другие формы вовлечения родителей в процесс реабилитации детей: это проведение совместных досуговых, спортивно-оздоровительных мероприятий и такие нетрадиционные формы общения с семьей, как "Родительская почта", "Телефон доверия".
Перспективой функционирования классов охраны зрения является создание в школе Центра по охране и развитию зрения обучающихся по оказанию им консультативных услуг, а также услуг по коррекции и развитию зрительного восприятия, диагностике и охране зрения.
Средняя школа №56 открыта в 1961 году. Здесь создана психолого-педагогическая служба, система компенсирующего и профильного обучения, разработана модель школы эколого-геологического профиля, что выразилось во введении в содержание образования материалов по геологии, палеонтологии и экологии, организации краеведческо-туристических кружков и подготовке к открытию геолого-палеонтологического музея.
На базе школы работает компьютерный клуб "НОК-Т" и осуществляется постоянное сотрудничество с факультетом довузовской подготовки Тульского государственного университета.
60-я средняя школа открылась в 1963 году и была тогда одной из первых школ продленного дня. Кроме того, она начала обучение шестилеток и ввела курс "Граждановедение". В школе созданы необходимые условия для сохранения и укрепления здоровья обучающихся за счет динамических пауз, физкультминуток, утренней физической зарядки, Дней здоровья, походов и экскурсий по родному краю.
Усиление роли таких дисциплин, как экономика и право, основы православной культуры, информатика и психология общения, обеспечивает успешную социализацию учащихся, их включение в трудовые отношения и активную адаптацию на рынке труда.
Открытая в 1964 году школа №61 с конца 90-х годов является экспериментальной площадкой для школы валеологической ориентации, направленной на сохранение и укрепление здоровья учащихся. В учебный план школы введены уроки "Айболита", "Мойдодыра", "Ребенок и его здоровье", а также "риторика", "мировая художественная культура" и "20 уроков красоты". Для старшеклассников открыт класс кадетского корпуса МЧС России.
64-я средняя школа начала работать с 1 сентября 1972 года. Она оснащена двумя компьютерными классами и готовится к переходу на профильное физико-математическое и информационно-технологическое обучение.

^вверх^

3. Коррекционное и дополнительное образование

Одним из первых учреждений в России по оказанию помощи детям, имеющим отклонения в умственном и физическом развитии, является коррекционно-образовательная школа №42, открытая 1 марта 1922 года. С момента ее создания и по сей день школа всегда была и остается большой семьей. Недаром высшей награды государства - ордена Ленина - удостоены руководители и учителя этой школы А.И.Долгова, Н.П.Беляева, М.И.Хартина, Н.И.Шелепина.
В трудовой книжке заслуженного учителя РФ Татьяны Николаевны Добрыниной всего три записи, связанные с 42-й вспомогательной школой.
Почти полвека назад она начинала здесь с должности старшей пионерской вожатой, затем стала учителем начальных классов и вот уже 36 лет возглавляет специальную школу для детей с недостатками умственного развития.
Дети и родители нуждаются здесь не просто в понимании, а в особом даре доброты. Мудрые объяснения, деятельное, целенаправленное участие, ориентация в дальнейшем на активную жизненную позицию ребенка - вот тот инструмент, которым она пользуется для создания эмоционального равновесия и преодоления синдрома "неполноценности".
С первых же шагов в вестибюле маленького старого здания школы ребенок чувствует особый микроклимат психологического комфорта. Такому пониманию коррекции личности ребенка педагогов необходимо учить. Недаром свыше десяти лет назад здесь открыт и успешно функционирует специальный диагностический класс, а сама школа №42 является образовательным учреждением передового опыта по реализации проблемы "Система коррекционной работы с аномальными детьми", где своевременно могут получить методическую помощь и квалифицированную консультацию не только педагоги района, но всего города и области.
Школа-интернат №1 для детей с задержкой психического развития открылась в 1937 году. Для обеспечения здоровьесберегающей среды обучения здесь введен режим чередования учебной нагрузки и отдыха: до уроков проводится утренняя зарядка, а на больших переменах - динамические паузы. С целью формирования социального и психологического здоровья введены спецкурсы "Мое здоровье", "Культура взаимоотношений", "Здоровый образ жизни".
Как особое направление инновационной работы в школе-интернате можно рассматривать индивидуальные образовательные маршруты учащихся, имеющих ярко выраженные особенности психических процессов.
Открытая сменная общеобразовательная школа №1 возникла в 1943 году как школа рабочей молодежи №5. Она стала социальным центром реабилитации и педагогической поддержки для "трудных" подростков, оторые относятся к группе риска. Реальная школа выступила в роли своеобразного "ноева ковчега", дав приют более тысячи учащимся. Среди них такие заслуженные люди, как бывший заместитель министра угольной промышленности СССР Н.И.Головин, полный кавалер ордена Славы, Герой Социалистического Труда П.А.Литвиненко, бывший директор завода "Штамп" А.А.Савин и другие.
Нынешний Центр образования №1 был открыт в 1983 году как межшкольный УПК №5 Пролетарского района. Помимо профессиональной ориентации перед ним поставлена другая, не менее важная цель - дать обучающимся глубокие знания основ наук, прежде всего физики и математики.
Сначала была подготовлена учебно-материальная база для открытия девяти специальностей: "электрик", "автослесарь", "повар", "продавец продовольственных товаров", "секретарь-стенографистка", "оператор ЭВМ", "слесарь-ремонтник", "младшая медицинская сестра по уходу за больными".
В последние годы открыта подготовка по таким востребованным специальностям, как "водитель категории "В", "резчик по дереву и бересте", "цветовод", "косметик", "парикмахер", "воспитатель", "портной", "швея", "вязальщица трикотажных изделий", "бухгалтер".
Еще в конце 80-х годов педагогический коллектив учебно-производственного комбината №5 стал победителем в смотре-конкурсе среди образовательных учреждений, и ему присвоено звание "УПК образцового содержания".
В середине 90-х годов он был переименован в муниципальную технологическую школу старшеклассников города Тулы, которая в 2000 году реорганизована в Центр образования № 1. Образовательный процесс здесь осуществляется по четырем направлениям: общеобразовательному, профильному, технологическому, социальному. В свою очередь, профильная подготовка осуществляется по техническому, педагогическому, финансово-экономическому и юридическому направлениям.
Старшеклассникам предоставляется возможность выбора одной или двух специальностей из 22 предлагаемых Центром. В его стенах определяют свою траекторию профессионального самоопределения абсолютное большинство обучаемых. Традиционными стали такие формы профориентационной работы, как конкурсы "Лучший по профессии", "Праздник труда", выставки технического творчества, творческих проектов и т.п.

^вверх^

4. Профессиональное образование

Тульский край издавна славился своими мастерами, которые и ружье сделают, и самовар изготовят, и пряник выпекут, и блоху подкуют. Но с некоторых пор, именуемых рыночными реформами, мастеровой люд стал заметно мельчать. Многие молодые люди, сломя голову, ринулись в стихию рынка, который тогда скорее напоминал самый заурядный базар.
"Не хочу долго учиться - хочу быстро нажиться", - таков был их жизненный девиз. Они не стремились идти в образовательные учреждения, предпочитая практиковаться в шоп-турах и проходить свои университеты в торговых ларьках и палатках.
Затем для большинства учебных заведений наступил весьма продолжительный период выживания, и только с переходом к третьему тысячелетию произошел некий качественный сдвиг.
В начале 2001 года областной Думой был принят Закон Тульской области "О начальном профессиональном образовании", который направлен на проведение единой государственной политики в подготовке рабочих кадров с учетом региональной специфики.
А в конце того же года в масштабах страны разработана Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года, где предусмотрено опережающее развитие именно начального профессионального образования, которое носит комплексный характер.
Такой подход обусловлен тем, что до 90 процентов вакансий на рынке труда составляют рабочие профессии. Да и сама система начального профессионального образования находится в кризисном состоянии: устарело более 70 процентов учебного оборудования, около 80 процентов учащихся обучаются по учебникам, не соответствующим действующим стандартам, и до 90 процентов основных фондов крайне изношено.
Ведь целый ряд лет не выделялись средства на оснащение учебно-производственного процесса и восстановление изношенных фондов. Только с 2000 года вновь стали поступать ассигнования из областного и федерального бюджета на материально-техническое оснащение и капитальный ремонт, но они составляли всего десятую часть от необходимой потребности. А как можно подготовить современного профессионала на станках и оборудовании полувековой давности?
Все это привело к резкому снижению доли квалифицированных рабочих кадров и неспособности их выдерживать острую конкуренцию со стороны зарубежных мастеров своего дела. По данным Российского союза товаропроизводителей, в нашей стране сейчас насчитывается лишь пять процентов высококвалифицированных рабочих, тогда как в США - 43, а в Германии - 56 процентов, то есть на порядок больше.
Двигаться дальше со столь низким квалификационным потенциалом нельзя. Пришло время перемен, как на федеральном, так и на региональном уровне. Вряд ли кто будет спорить, что начальное профессиональное образование - первая, но чрезвычайно важная ступень становления человека, гражданина, профессионала.
Во-первых, это учреждения образования, реализующие на практике конкретные профессиональные и общеобразовательные программы. Во-вторых, производственные подразделения, где в процессе производственного обучения учащиеся выпускают полезную продукцию и оказывают населению различные услуги. В-третьих, они выполняют функции учреждений социальной защиты, ибо более половины обучающихся являются выходцами из малообеспеченных семей с низкими доходами.
Юноши и девушки, выбирая после окончания девяти классов эту форму обучения, раньше своих сверстников, еще до наступления совершеннолетия овладевают профессиональными навыками и обеспечивают себе место в будущей взрослой жизни.
В настоящее время примерно каждый пятый выпускник основной школы поступает в дневные учреждения начального профессионального образования. Сейчас на тысячу населения приходится 10 обучающихся в этой сфере, а надо, чтобы в перспективе было не менее 15, то есть в полтора раза больше.
В противном случае еще более усугубится наблюдающийся уже сейчас существенный перекос в подготовке кадров с начальным, средним и высшим образованием. При очевидном избытке экономистов и юристов остается нерешенной проблема "кадрового голода" на квалифицированных рабочих, соответствующих новым, довольно жестким требованиям работодателей.
Качество подготовки рабочих кадров и востребованность на рынке труда являются самым надежным фактором их социальной защиты. Не секрет, что добрая половина обучающихся в учреждениях начального профессионального образования, где заметно преобладают юноши, относится к так называемой группе риска и происходит из неполных и неблагополучных семей.
Поэтому большое значение здесь придается воспитательной работе, направленной на формирование среди учащихся общечеловеческих ценностей, уважения законов и прав человека, опыта самостоятельной деятельности и личной ответственности.
В конечном счете, профессиональные учебные заведения постепенно становятся не только основным каналом подготовки молодого поколения квалифицированной рабочей силы, но и сферой наращивания человеческого капитала.
Особое значение начального профессионального образования заключается в том, что оно выступает, с одной стороны, как составная часть общей системы образования, с другой, - как звено народнохозяйственного комплекса страны в целом и экономики каждого региона в отдельности.
У профессиональных училищ и лицеев Тульской области, которых насчитывается свыше пятидесяти, остается еще множество проблем, требующих своего решения. Но у них есть и определенные достижения, о которых стоит рассказать особо.
Одной из основных проблем остается несоответствие содержания начального профессионального образования требованиям регионального рынка труда. Поэтому в целом только трое из десяти выпускников находят в дальнейшем применение полученным знаниям и навыкам.
Но есть учебные заведения, где эта проблема решается и довольно успешно. Социальное партнерство позволяет на взаимовыгодной основе готовить больше профессионалов, специалистов-универсалов для реального заказчика. Но этим дело не ограничивается.
Так, в профессиональном лицее №25 ведется подготовка художников росписи по дереву, что способствует не только приближению начального профессионального образования к потребностям местного рынка труда, но что самое главное - возрождению и развитию народных ремесел и промыслов. А это значит, что традиции легендарного Левши в нашем крае живы и по сей день.
Профессиональный лицей №25 имени Никиты Демидова основан в 1919 году на базе патронного завода (ныне завода "Штамп") и за годы своего существования дал образование и профессию тысячам туляков, которые впоследствии стали настоящими мастерами своего дела.
Среди них - Герой Советского Союза летчик-испытатель Н.А.Синицын, директор завода "Штамп" Л.И.Горушин, начальник главка Народного Комиссариата боеприпасов Д.Д.Руказенко, популярный эстрадный певец Владимир Макаров, почетный гражданин города Тулы А.А.Калистратов.
Современная, хорошо оснащенная материальная база позволяет готовить квалифицированных специалистов, наиболее востребованных на производстве: слесарь-ремонтник, слесарь-инструментальщик, электро-газосварщик, электромонтер, станочник, оператор ЭВМ, изготовитель музыкальных инструментов, столяр.
Сочетание нескольких специальностей, например, художника росписи по дереву со знанием компьютерной графики помогает выпускникам найти хорошо оплачиваемую постоянную работу. Совсем недавно здесь введена новая специальность "оператор станков с ЧПУ", расширен прием в группу электросварщиков, в результате чего общий прием возрос до 577 человек.
В лицее трудятся высококвалифицированные мастера производственного обучения и преподаватели, семь из них носят звание "Заслуженный учитель РФ", а восемь - Отличников профессионально-технического образования и Почетных работников начального профессионального образования.
В лицее ребята бесплатно занимаются в секциях: футбольной, волейбольной, баскетбольной и велосипедной. Лицей сотрудничает с кафедрами Тульского государственного и педагогического университетов. Учащиеся, успешно окончив здесь свою учебу, могут продолжить образование в одном из вузов.
В профессиональном лицее № 42 обучают профессиям, которые связаны с общественным питанием: повар, кондитер, пекарь-мастер, официант-бармен. Новая специальность - токарь-мастер, а общая численность учащихся составляет около тысячи человек.
Приоритетными направлениями в работе профессионального лицея являются: совершенствование содержания образования с ориентацией на удовлетворение потребностей и запросов отрасли и развитие личности, переход от узкой специализации к подготовке специалистов широкого профиля, внедрение информационных технологий в образовательный процесс, развитие социального партнерства.
Такая ориентация профессионального образования в учебном учреждении направлена на конечный результат - высокое качество профессиональной подготовки выпускника, его востребованность, воспитание человека и гражданина.
Недаром в 1995 году команда лицея стала победителем в конкурсе кондитеров на 2-м Всероссийском фестивале кулинарного искусства, а Светлана Дурновская заняла там второе место.
Энергичные, предприимчивые, деловые и практичные ребята учатся в профессиональном лицее № 43, получая профессии в основном торгового профиля: продавец, коммерсант в торговле, бухгалтер, страховой агент, швея. Всего их здесь насчитывается 438 человек. В лицее сложился творческий коллектив, объединяющий опытных и молодых педагогов, среди которых много его бывших выпускников.
Педагогический коллектив прилагает большие усилия для оснащения учебных кабинетов торгово-технологическим оборудованием: кассовыми машинами, электронными весами, компьютерами. Для подготовки коммерсантов в торговле используется мини-офис с необходимой оргтехникой. Образовательная программа по подготовке коммерсантов в торговле позволяет овладеть профессиями: агент коммерческий, кассир-контролер, продавец продовольственных и непродовольственных товаров.
Для осуществления деятельного подхода в обучении, создании условий для выполнения учащимися всего цикла работ в соответствии со своей специальностью используется собственная учебно-производственная база - магазин-мастерская "Золотой ключик". Здесь проходят практику, осваивают азы профессии будущие продавцы и специалисты по маркетингу, юные коммерсанты и бухгалтеры. Они заключают договора с поставщиками, рекламируют товар, ищут реальный материал для выполнения письменной экзаменационной работы.
В магазине-мастерской обучают учащихся, как открыть свое дело, учат их основам бухгалтерского учета. Здесь может также получить консультацию и повысить квалификацию индивидуальный предприниматель.
Учебно-производственная база создает необходимые условия для формирования и развития отношений сотрудничества, делового общения, сотворчества преподавателей и учащихся в проведении и развитии традиционных форм работы: клуб деловых встреч, деловые компьютерные игры, конкурсы мастерства, ярмарки, фестивали.
В машиностроительном колледже имени Никиты Демидова обучают профессиям, пользующимся спросом на рынке труда: технология машиностроения, обработка металлов давлением, техническое обслуживание средств вычислительной техники и компьютерных сетей, экономика и бухгалтерский учет, менеджмент, дизайн.
Он был создан 18 июня 1956 года, когда страна, восстановив разрушенное Великой Отечественной войной народное хозяйство, перешла на приумножение материальных и духовных ценностей, когда потребовались специалисты для создания новых сельскохозяйственных машин. Тогда на базе Тульского комбайнового завода был открыт вечерний машиностроительный техникум, первым директором которого стала Ольга Корнеевна Пахомова.
При Алексее Васильевиче Куненкове была закончена постройка основного здания техникума. В конце 1973 года техникум получил право на обучение учащихся по дневной, вечерней и заочной формам обучении и был переименован в Тульский машиностроительный техникум.
Четверть века его возглавлял заслуженный учитель РФ Станислав Иннокентьевич Сошнев, благодаря которому колледж, которому в 1996 году присвоено имя Никиты Демидова, стал многопрофильным образовательным учреждением, где обучаются около полутора тысяч студентов.
Он традиционно готовит специалистов по обработке металлов давлением и резанием и является единственным средним специальным учебным заведением в Центральном регионе России, выпускающим из своих стен специалистов по литью черных и цветных металлов, продолжателей традиций Демидовых.
Педагогический коллектив постоянно совершенствует систему образования своего учебного заведения и внедряет новые прогрессивные программы. Так, были освоены современные специальности по обслуживанию станков с программным управлением и робототехнике, экономике и планированию в отраслях народного хозяйства.
В настоящее время ведется подготовка по новым специальностям: "Менеджмент", "Дизайн", "Государственное и муниципальное управление", "Программное обеспечение вычислительной техники и автоматизированных систем", "Техническое обслуживание средств вычислительной техники и компьютерных сетей". В последнее время проведена подготовка к открытию специальности "Земельно-имущественные отношения".
Проделана большая работа по созданию нового поколения учебно-программной документации, совершенствованию форм и методов обучения, направленных на обеспечение подготовки творчески мыслящих, профессионально компетентных специалистов.
В учебно-воспитательном процессе преподаватели используют новейшие открытия в области педагогики и методики преподавания специальных предметов и общеобразовательных дисциплин, проводят открытые уроки, кино- и видео- уроки, разрабатывают сценарии интеллектуальных игр между преподавателями и студентами, деловых игр. Уроки-опросы проводятся в форме популярных викторин "Что? Где? Когда?" на первых курсах, и в форме конференций - на старших курсах при подготовке курсовых и дипломных проектов, согласно современным требованиям науки и техники.
В колледже успешно действует агитбригада, регулярно проводятся культурно-массовые и спортивные мероприятия, работают секции волейбола, баскетбола, атлетической гимнастики, школа актива

^вверх^


обратно На главную

 

На главную

Rambler's Top100 Created by Webscreator
Hosted by uCoz