|
Содержание:
1.
Богородичный Щегловский монастырь
2. Куполов величавый вид
- Храм Рождества Христова
- Храм во имя великомученика Димитрия
Солунского
- Храм во имя Донской Божией Матери
- Свято-Покровский храм во имя святителя
Феодосия Черниговского
- Храм во имя святой мученицы Раисы при
богадельне
- Храм во имя иконы Божией Матери "Целительница"
при областной больнице
- Единоверческая церковь во имя святителя
Иоанна Златоуста
3. Любовь к отеческим гробам
- Щегловский некрополь
- Димитровское кладбище
- Иноверческие кладбища
1.
БОГОРОДИЧНЫЙ ЩЕГЛОВСКИЙ МОНАСТЫРЬ
Для
чистой и светлой души, обуреваемой морем житейским и желающей посвятить
себя служению, испокон века созданы надежные пристанища - монастырские
обители. Первые русские монастыри появились еще во времена Ярослава
Мудрого.
Однако Тульская епархия никогда не была богата монастырями. В пору
наиболее быстрого развития монастырской жизни и цветущего ее состояния
этот край по особым условиям не являлся благоприятным районом для
распространения монашества.
Во-первых, с начала ХШ и по первую четверть ХУП века Тула находилась
в ведении Рязанской епархии, а затем до конца ХУШ века причислялась
к Коломенской епархии. И только с октября 1799 года стала кафедральным
центром Тульской епархии.
Во-вторых, южные подступы государства Московского долгое время страдали
от набегов кочевников. Тула в пору татаро-монгольского ига входила
в так называемую "засечную" оборонительную линию, которая
проходила в границах нынешних Калужской, Рязанской, Тамбовской и
Тульской областей. Через нашу губернию проходили таборы крымских
татар, так долго тревоживших Москву. Возникавшие тут обители время
от времени грабились и уничтожались кочевниками. Постоянная тревога
их обитателей за свою судьбу, естественно, не способствовала выбору
Тульского края местом иноческих подвигов.
Хотя в первой половине ХУП в. набеги татар на Московское государство
прекратились, но в это время наступили неблагоприятные условия для
развития монашеской жизни вообще. Правительство стало ограничивать
монастырские вотчины стеснительными регламентациями и неохотно раздавать
земли, особенно в подмосковном краю.
И все-таки в память чудесного избавления Тулы 22 июня 1552 года
от осады 30-тысячным войском татар под предводительством крымского
хана Девлет-Гирея здесь был основан Предтечев монастырь. Однако
с учреждением в конце ХУШ века Тульской епархии мужской монастырь
в 1805 году упразднили и поместили в нем архиерейский дом для первого
епископа Тульского Мефодия. Кроме того, в 1810 году, на восточной
окраине Тулы под сенью вековой Щегловской засеки был построен летний
загородный дом с домовой церковью во имя святителя Амвросия Медиоланского.
Но тульские граждане стремились восстановить упраздненный в городе
монастырь. Видя духовную жажду народа православного, движимый желанием
возродить монашескую жизнь, иеромонах Никандр, в миру Николай Васильевич
Кондрашов, сам родом из Чулково, будучи в Богоявленском монастыре
тайным духовником московского купца третьей гильдии Василия Ивановича
Макарухина, намеренного использовать свое большое состояние на истинно
доброе дело, посоветовал ему основать святую обитель иночествующих
в Туле.
Тот, унаследовав от деда и отца производство предметов церковной
утвари - подсвечников, паникадил, чаш, купелей и крестов, - незамедлительно
согласился с высказанным старцем предложением, но только с условием,
что имя благодетеля не будет, по возможности, открыто людям. Иеромонах
Никандр приступил к заочным переговорам с местным епархиальным начальством.
С 1859 года начинается его переписка с преосвященным Алексием (Ржанициным),
епископом Тульским и Белевским.
20 мая 1860 года, рядом с летней архиерейской резиденцией, состоялась
закладка главного храма будущего монастыря. Хозяйственные работы
по его сооружению велись под руководством опытного и предприимчивого
распорядителя Гавриила Васильевича Бочарникова, а составление планов
и проектов на все монастырские постройки было поручено его энергичному
и талантливому сыну Александру, молодому архитектору Тульской епархии,
недавно получившему диплом Императорской академии художеств.
Не все шло гладко в таком, казалось бы, богоугодном деле. При устройстве
купола на главной церкви сын считал необходимым заложить в стены
железные опоры, а отец, соблюдая режим экономии средств, предлагал
не делать этого и в конце концов настоял на своем. Когда купол обрушился,
на голову молодого архитектора посыпались всяческие обвинения и
нарекания, но за него вступился управляющий казенной палатой Н.И.Ждановский.
Падение купола поначалу смутило и преосвященного Никандра (Покровского),
только принявшего Тульскую кафедру. Он даже хотел совсем прекратить
возведение храма и устройство монастыря, видя в этом недоброе предзнаменование.
Однако после совета с представителями светской власти строительство
храма продолжили строго в соответствии с проектом А.Г.Бочарникова.
В 1863 году был устроен также теплый домовой храм в честь Успения
Божией Матери при покоях настоятеля. В мае 1864 года из Богоявленского
монастыря в Москве приехал в Тулу иеромонах Никандр. Приняв на себя
ответственность строителя монастыря, он, к сожалению, часто болел
и через два года скончался.
8 сентября 1864 года главный храм, построенный рядом с летней архиерейской
дачей, по свидетельству современников, в хорошую погоду, при большом
стечении народа был освящен в честь иконы Богородицы Млекопитательницы.
Эта главная монастырская святыня была писана на кипарисовой доске
и покрыта золоченой ризой с пышным венцом. Владыка Никандр после
обедни сам раздавал всем присутствующим на память серебряные крестики,
а затем благословил трапезу нищей братии, которой набралось человек
500. Каждому из них было роздано еще по серебряному пятачку.
Каменная двухэтажная церковь при всем благолепии внутреннего украшения,
имея на каждом этаже по три престола, была приспособлена исключительно
для летних богослужений. Верхний храм в честь иконы Божией Матери
Млекопитательницы, а нижний - великомученика и целителя Пантелеймона.
На верхнем этаже средний престол - во имя Рождества Пресвятой Богородицы,
правый - во имя Рождества Иоанна Предтечи и левый - во имя Василия
Блаженного, Московского чудотворца. На нижнем этаже средний престол
- во имя преподобных Иосифа и Георгия, левый - во имя Рождества
Христова.
При посредничестве уже известного Г.В.Бочарникова, постригшегося
в 1866 году на Афоне в монахи с именем Герман, архимандрит Макарий
(Сушкин), знаменитый настоятель Русского монастыря на Святой горе
великомученика и целителя Пантелеймона, подарил Богородичному Щегловскому
монастырю следующие святыни: часть Древа Животворящего Креста Господня,
часть Камня Гроба Господня, частицы святых мощей великомученика
и целителя Пантелеймона и преподобномучеников - Евфимия, Игнатия
и Акакия.
В мае 1865 года по инициативе городского головы Николая Никитича
Добрынина Тульским городским обществом было принято решение ходатайствовать
перед Епархией об учреждении Богородичного монастыря в Щеглове.
Он сам пожертвовал на такое богоугодное дело 31 тысячу рублей. Но
сначала это ходатайство отложили по причине финансовых разногласий,
а затем решили приурочить учреждение монастыря к чудесному избавлению
императора Александра П от грозившей ему смертельной опасности покушения
4 апреля 1866 года. Наконец, высочайшим соизволением и определением
Святейшего Синода 30 сентября 1868 года монастырь был учрежден.
В его состав вошли колокольня, три корпуса для жилья и хозяйственные
постройки, обнесенные каменной оградой протяженностью более полукилометра.
Тульский купец Михаил Михайлович Струков пожертвовал монастырю 42
десятины пахотной земли в селе Глухие Поляны.
В духовном плане большой вклад внесен прибывшими сюда по благословению
преосвященного архиепископа Тульского Никандра насельниками Глинской
пустыни, которая была известна своим старчеством, высокой духовной,
аскетической жизнью. В 1870 году в Щегловский монастырь назначены
из братии Глинской пустыни иеромонах Моисей в качестве настоятеля,
а иеросхимонах Серафим - духовником. Именно им суждено было поднимать
и формировать с нуля духовную жизнь в обители.
Этим изначально устанавливалась преемственная связь между знаменитой
Глинской пустынью, ее духовными традициями и только что учрежденным
тульским монастырем. В конце Х1Х века при одном игумене-настоятеле
Иларии (Игнатьеве) состояло десять иеромонахов, два иеродиакона,
три монаха и более 30 послушников.
Наиболее важную роль в материальном плане сыграл, конечно, Василий
Иванович Макарухин, который употребил на дело строительства и благоустройства
Богородичного монастыря колоссальный по тем временам собственный
капитал в полмиллиона рублей, помимо несчетных мелочных расходов
и неустанных забот и трудов. Кроме того, он пожертвовал монастырю
свою прекрасную библиотеку духовного и исторического содержания,
гравюры и рисунки, а также целую коллекцию старинных икон.
Будучи постоянным молитвенником и трезвенником-трудолюбцем, девственником
и иноком-бессребренником, воспитанным в духе православного благочестия,
за построение монастырского комплекса в Туле он не получил никакой
награды, никаких знаков отличия. 8 августа будущего года исполняется
200 лет со дня рождения этого настоящего русского подвижника, который
оставил о себе светлую память на тульской земле.
26 августа 1879 года В.И.Макарухин окончательно переселился из Москвы
в Тулу на постоянное пребывание в своем монастыре. Для этого он
выстроил себе двухэтажный бревенчатый флигель.
Близ Богородичного монастыря нет реки, а недалеко есть ключ-колодец.
Но еще при самом возникновении монастыря граждане не пожелали уступить
тот колодец монастырю, опасаясь, что они будут лишены свободного
пользования этой водой.
Тогда Василий Иванович распорядился вырыть колодец внутри стен монастыря.
Колодец близ Никандровского храма копали сами монахи. Вода оказалась
недалеко от поверхности, довольно обильной и весьма хорошего качества.
Над этим колодцем был устроен четырехскатный шатер, а сруб колодца
накрыт чугунной доской, которая представляет надпись, сделанную
сквозным церковно-славянским вязаным уставом: "Почерпните воду
с веселием от источника спасения".
В начале 1880 года был посвящен в схиму с именем Иеронима иеромонах
Герман, в миру Г.В.Бочарников, который через месяц преставился.
Спустя шесть лет внезапно скончался и архитектор А.Г.Бочарников.
Отец и сын погребены рядом близ алтаря храма Богородицы Млекопитательницы.
Впоследствии по инициативе настоятеля иеромонаха Нафанаила (Вощенко)
около монастыря посажена целая роща из деревьев самых разных пород
- берез и лип на 4 тысячи корней. В конце Х1Х века она представляла
собой прекрасный парк со строго симметричными и хорошо просматриваемыми
аллеями. Входя под зеленый шатер монастырского парка, каждый по
дороге к храму чувствовал в душе удивительный покой и редкую умиротворенность.
При монастыре была устроена также школа на 25 мальчиков, из семей
бедных туляков, которая получила наименование Александровской в
честь императора Александра П, в память о чудесном спасении после
покушения на его жизнь.
В октябре 1882 года Василий Иванович Макарухин пожелал на свои собственные
средства построить при монастыре гостиницу, чтобы дать приют богомольцам-паломникам
во время непогоды. В январе 1884 года он предлагает также построить
каменное одноэтажное здание для трапезной, кухни и хлебопекарни
и каменную избу для хозяйственных помещений - сараев, амбаров, погреба
и конюшни.
По его инициативе и при непосредственном участии решено было устроить
теплый храм в честь 25-летия служения на Тульской кафедре архиепископа
Никандра. Закладка этого храма совершена 24 мая 1886 года архимандритом
Богородичного монастыря Иоанном (Воскресенским) с братиею. Храм
был освящен 24 сентября 1889 года в день памяти преподобного Никандра
Пустынножителя, Псковского чудотворца с двумя приделами: левым -
во имя равноапостольного князя Владимира и правым - во имя великомученика
и целителя Пантелеймона.
Вскоре, 26 апреля 1890 года, на 85-м году жизни скончался основатель
монастыря В.И.Макарухин, который за несколько дней до кончины принял
схиму, то есть самый строгий монашеский обет, с именем Варсонофий.
Для монахов-схимников, носивших куколь, или пришитый к вороту одежды
колпак, существовало так называемое "тысячное правило",
согласно которому необходимо ежедневно выполнять 600 молитв и 400
поклонов. В последние дни своей жизни он выпивал одну чашку чая
с просфорой, всецело отдаваясь молитве с земными поклонами и коленопреклонением.
Многотрудная и высокодостойная, долголетняя и глубоко поучительная
жизнь этого старца может служить примером для подражания. Вот, например,
как обрисовывает главные и наиболее выпуклые черты его личности
известный богослов и археолог, историк и краевед Н.И.Троицкий: "Хозяин
и работник, купец и ремесленник, благотворитель и схимник, он был
человек высокой благочестивой настроенности и непреклонно твердого
направления воли; он умел не только победить в себе сильнейшую из
страстей - сребролюбие и с ним соединенные искушения, но и воспользоваться
своим богатым состоянием, как могучим средством для совершенствования
себя в добродетельной жизни, - на славу православного отечества
и на утешение святой христианской церкви".
После своей кончины он оставил большую часть своего капитала в распоряжение
родному племяннику Николаю Федоровичу Мусатову, который становится
его преемником. На средства, оставшиеся от дяди, им построен двухэтажный
дом на территории обители, вдвое увеличен теплый храм пристройкой
с запада, к каменной двухэтажной гостинице пристроена такая же половина.
Гостиница имела 23 номера, самоварную и две большие комнаты для
странников. Особой гордостью обители стала построенная в 1896 году
каменная двухэтажная церковно-приходская школа на 100 учащихся,
которая по праву считалась лучшей во всей Тульской епархии.
Вновь выстроена также каменная одноэтажная больница с аптекой, фельдшерской,
ванной комнатой и кухней с одной плитой. Монастырская больница была
рассчитана сначала на десять, а затем на 25 мест. Обустроенная по
последнему слову тогдашней медицинской техники, она использовалась
и для реабилитации отставных воинов-офицеров, поскольку здесь была
прекрасная природа, да и сам дух монастырский способствовал не только
физическому, но и духовному врачеванию.
Н.Ф.Мусатов пожертвовал также 18 тысяч рублей серебром на строительство
Покровского подворья в Туле. За год до кончины он принял монашество
с именем Никанор и тогда же был рукоположен в иеромонахи с возложением
на него обязанностей благочинного.
На рубеже ХХ века обитель имела около 117 гектаров земельных угодий
и довольно внушительное монастырское хозяйство, включая большую
пасеку, конюшни, скотный двор, огород и два пруда: один декоративный,
где плавали лебеди, а в другом для нужд трапезной разводилась рыба.
Устав монастыря был достаточно строгим, и тот истинный монашеский
дух проникал во все сферы жизни монахов и оставался наяву у всех
паломников. Хотя монастырь находился за городом, народная тропа
сюда никогда не зарастала. Среди известных людей, посещавших обитель,
был митрополит Евлогий (Георгиевский), который проходил здесь послушание
перед постригом в монашество под руководством старца иеросхимонаха
Дометиана, прожившего в обители 46 лет.
Монастырь просуществовал до начала 20-х годов прошлого века, когда
было вынесено постановление об его упразднении. 31 июля 1921 года
на общем собрании братии Щегловского монастыря зачитали постановление
Тульского исполкома, согласно которому храмы и колокольня монастыря
опечатывались, и к ним был выставлен военный караул.
После многочисленных просьб и протестов жителей города и монахов
караул сняли, оставив братии помещения и хозяйственные постройки.
Здесь оставалось всего восемь монахов в возрасте от 50 до 75 лет.
Составляя религиозную общину, они организовали трудовую артель,
где единственным средством существования должен был стать их личный
труд.
Весной 1922 года состоялось окончательное упразднение обители, когда
монахов разогнали, церковную утварь вывезли, земли национализировали.
комплекс зданий поступил в ведение города, а в монашеских кельях
разместилось рабочее общежитие. С той поры за 70 лет здесь перебывало
множество всевозможных организаций, которые вносили свой вклад в
его дальнейшее разрушение. Не удалось сохранить этот уникальный
уголок хотя бы как место отдыха для горожан.
Впоследствии в стенах Щегловского монастыря располагался то детский
лагерь отдыха, то трудовая коммуна, то подсобное хозяйство патронного
завода. Главный храм в 1929 году горел, а парк каким-то чудом оставался
нетронутым. Во время Великой Отечественной войны подвальные помещения
церквей использовались под бомбоубежища, а в самом монастыре появились
солдаты и танки.
Храм Божией Матери Млекопитательницы был обнесен забором из бетонных
блоков и с колючей проволокой поверху, и от того прекрасная когда-то
обитель, жемчужина нашего города, скорее походила на концлагерь,
где возникла мерзость опустения. Там размещались слесарная мастерская,
складские помещения и кузница, а Никандровский зимний храм использовался
тульскими реставраторами как деревообрабатывающий цех.
Когда-то любимое место отдыха пролетарцев - Щегловский парк - оказалось
под угрозой гибели: здесь вольно гуляли собаки, и вовсю раскатывали
автомобили. Был разрушен и поистине райский уголок с фруктовыми
насаждениями и лесозащитными полосами, несколькими прудами и другими
природными богатствами святой обители.
Икона великомученика и целителя Пантелеймона из Щегловского Богородичного
монастыря неожиданно оказалась в Пюхтицком Успенском монастыре,
что в Эстонии. Варварски спилили и похитили старинный крест центрального
купола главного собора Щегловской обители.
Зато особо чтимый образ чудотворной иконы Божией Матери "Млекопитательница"
в серебряной ризе с бирюзовыми и красными украшениями был перенесен
одним из насельников монастыря иеромонахом Варсонофием в храм святого
великомученика Димитрия Солунского, который никогда не закрывался.
Там она была сохранена настоятелями, а затем передана возрожденному
монастырю и сейчас находится в храме преподобного Никандра, где
проходят все богослужения.
В начале 90-х годов прошлого века начал активно решаться вопрос
о возвращении храмов и монастырей верующим для использования их
по назначению. В своем письме от 19 февраля 1990 года, адресованном
на имя председателя областного совета народных депутатов В.Д.Ананьева,
Митрополит Тульский и Белевский Серапион просил передать в ведение
Тульского епархиального управления Богородице-Рождественский монастырь
в Пролетарском районе города Тулы, иначе называемый Щегловским,
в прошлом резиденцию преосвященных архиереев, для образования в
нем духовно-административного центра епархии.
Первоначально предусматривалось разместить в монастыре епархиальное
управление со всеми вспомогательными службами: представительские
помещения, офис по приему иностранных и отечественных делегаций,
гостиницу для приема гостей, а также библиотеку и музей истории
христианства в нашем крае.
В числе возвращенных Тульской епархии оказался и Щегловский Богородичный
монастырь. 18 июля 1990 года Святейший Патриарх Московский и всея
Руси Алексий П благословил его открытие с возложением исполняющей
обязанности настоятельницы на монахиню Иннокентию (Горячеву). Для
возрождения монашеской общины владыка Серапион, митрополит Тульский
и Белевский, перевел своим указом девять монахинь преклонного возраста
в этот монастырь, где образовалось сестричество.
Решением исполкома областного Совета народных депутатов от 2 ноября
1990 года комплекс зданий Богородице-Рождественского (Щегловского)
монастыря передан в пользование Тульского епархиального управления,
а решением исполкома горсовета от 16 мая 1991 года закреплен за
епархией и земельный участок монастыря в Пролетарском районе. Наконец,
постановлением главы областной администрации от 13 февраля 1992
года весь комплекс зданий монастыря с прилегающим к нему старым
липовым парком передан Тульскому епархиальному управлению в бессрочное
безвозмездное пользование.
В комплекс Щегловского монастыря, в частности, вошли: церковь преподобного
Никандра, церковь Богоматери Млекопитательницы, колокольня и часовня,
два корпуса одноэтажных келий, корпус холодильника, архиерейский
деревянный дом и двухэтажный деревянный дом основателя монастыря,
двухэтажная гостиница, бывшая монастырская больница и аптека, корпуса
бани и хлебопекарни-трапезной, угловые башни, старая граница по
ограде и котельная для отопления.
Комплекс Щегловского монастыря - наше бесценное наследство, которое
является наглядным свидетельством духовной нравственности и моральной
чистоты народа. Это бесценное достояние, унаследованное от наших
предков как природно-исторический заповедник, своеобразная жемчужина
земли тульской.
Одновременно с возрождением духовной жизни монастыря начались восстановительные
работы, ибо сама святыня находилась тогда в удручающем состоянии.
Вся территория обители была замусорена. Даже в склепе под алтарем
главного храма складировался уголь и валялись бытовые отходы. Изуродован
был также вековой монастырский парк, наполовину вырубленный и превращенный
в огромную свалку.
Немалый вклад в возрождение жемчужины истории, архитектуры и православия
внес глава администрации Пролетарского района Владимир Сергеевич
Могильников, а также молодые прихожане из числа духовных чад покойного
отца Ростислава Лозинского, устраивавшие здесь субботники, вручную
разбирая многолетние завалы мусора.
Рабочие комбайнового завода изготовили каркас для колокольни, строители
привели в порядок потолок и стены в первом келейном корпусе, а во
втором покрыли крышу. Дальше занялись коммуникациями - водопроводом
и электропроводкой, отоплением и канализацией.
Каменный пол был застелен деревоплитой и линолеумом, сделан алтарь
с царскими вратами, изготовлен престол и жертвенник. Купол и крышу
покрыли оцинкованным железом, вставили рамы, застеклили окна, изготовили
и навесили дверь, оштукатурили изнутри весь храм Святого Никандра
Псковского.
Сильной пастырской рукой, умело и продуманно, взялся за возрождение
монастыря митрофорный протоиерей Лев Махно. Он нашел высокопрофессиональную
строительную бригаду, которая восстановила монастырские стены, ликвидировала
все проломы, соорудила добротные въездные ворота по обе стороны
колокольни, привела в порядок три угловые башни, а четвертую, разрушенную
до земли, возвела заново.
Когда группа верхолазов повесила колокола, над окружающей монастырь
березовой рощей зазвучал трогающий душу благовест. Но понадобилось
приложить еще немало усилий, чтобы истинное пристанище верующей
души вновь ожило. Обитателям монастырских построек город выделил
квартиры, были убраны "чертово" колесо обозрения, детские
аттракционы и зверинец, находившиеся рядом. Покинула трапезную детская
спортивная школа. Но занимавшиеся в ней юные борцы не были выброшены
на улицу, а стали заниматься в пустовавшем поблизости детском саду.
Единственный в нашем городе монастырь, являющийся оплотом православия,
форпостом духовной жизни на тульской земле, в 2001 году по благословению
святейшего патриарха Московского и всея Руси и определением Священного
Синода вновь возрожден как мужской.
С этого времени с благословения правящего тогда владыки Кирилла,
епископа Тульского и Белевского, началось тесное сотрудничество
обители с ОАО "Тулачермет". Это и совместные Рождественские
акции, и издание красочного буклета, и приобретение мебели. Наместник
монастыря архимандрит Клавдиан с братией приветствовали спонсоров
и помощников в становлении столь нужного дела.
Колоссальная работа была проделана за последний период стараниями
настоятеля монастыря, архиепископа Тульского и Белевского Алексия
(Кутепова), и благодаря поддержке районной администрации. При монастыре
действует благотворительная столовая для малоимущих, издается газета
"Щегловский благовест", создан первый в Тульской епархии
Интернет-сайт монастыря.
Там, где совсем недавно наблюдались хаос и разрушение, сегодня царит
порядок и созидание, озаряемые неугасимым светом духовности и добра.
Сейчас здесь действуют храмы, обустроен быт насельников, немало
сделано и для самих прихожан. Монастырь живет и приносит свои духовные
плоды на ниве возрождающегося православия.
Среди множества планов, которые предстоит осуществить в ближайшее
время, строительство водосвятной часовни, ограждение старинного
парка, восстановление исконно монастырских промыслов. Помимо больших
ворот для въезда, будет предусмотрено также несколько калиток для
паломников. Предполагается рекультивировать территорию водоохранной
зоны Щегловского ручья с последующим восстановлением системы прудов
и всего природно-исторического ландшафта.
А пока здесь продолжаются реставрационные работы, где активно задействован
ОАО "Тулачермет", выделяющий строительные материалы, автотранспорт,
рабочие руки для восстановления православной святыни. Трудно переоценить
этот вклад, сделанный от чистого сердца, и приятно сознавать, что
славные традиции русского меценатства и поныне продолжаются на тульской
земле, способствуя подъему духовно-нравственного и культурного уровня
народа, возрождению утраченных им прежде общечеловеческих ценностей,
воспитанию в людях подлинного патриотизма и любви к Родине.
Конечно, дальнейшее восстановление Щегловского монастыря - дело
не только священнослужителей и насельников, это общенародное дело.
Только соборно, с помощью широких слоев населения можно воссоздать
и приумножить его былое благолепие.
^вверх^
2.
КУПОЛОВ ВЕЛИЧАВЫЙ ВИД
Невозможно
представить себе наш город без белокаменных храмов, колокольного
благовеста и тревожного набата. Все это хорошо знакомо старейшим
жителям Тулы, где, по данным доктора богословских наук, протоиерея
Ростислава Лозинского находился 71 храм, в том числе на территории
нынешнего Пролетарского района - 10 храмов с тремя церковно-приходскими
школами: при церкви Рождества Христова, Димитриевской и иконы
Богородицы Млекопитательницы Щегловского монастыря.
В городе было 14 православных часовен, одна из них в честь равноапостольного
князя Владимира стояла на Площадке, которую, к сожалению, снесли
в смутные времена богоборчества.
Храм Рождества Христова
Длительное
время этот православный храм оставался единственным культовым
сооружением на обширной территории, относившейся к Чулковской
слободе.
Как видно из писцовых книг 1627-29гг., так называлась она
по фамилии своих владельцев, а селом Рождественским именовалось,
несомненно, по храму Рождества Христова, который стоял здесь.
Этот приход существовал уже в ХУП веке, и в его состав входили
местные жители, заводские работники Акинфия Никитича Демидова
и крестьяне близлежащей деревни Комарки. В начале Х1Х столетия
к приходу были также причислены приписанные к оружейному
заводу и поселенные близ кладбищенской церкви крестьяне
"Нарышкиной слободы". В 1776 году прихожан обоего
пола насчитывалось свыше тысячи человек, а к концу Х1Х века
- уже более 2800 человек.
А.А.Любомудров в "Древней Туле" сообщает, что
в 1728г. еще при деревянной церкви Рождества Христова была
похоронена первая жена сына основателя железоделательных
заводов Никиты Демидова - Авдотья Тарасовна, урожденная
Коробкова. В 1732 году Акинфий Никитич построил под прахом
своей жены сохранившийся до наших дней каменный храм, где
висели чудной красоты медные люстры.
В целях увеличения его вместимости были устроены два придела:
в 1769 году - святителя Димитрия Ростовского, а в 1816 году
- благоверных князей Бориса и Глеба. Спустя пять лет Димитриевский
придел был перестроен заново, так как за прошедшие полвека
он заметно обветшал.
Из икон храма особой древностью отличается образ Рождества
Христова, по преданию, бывший еще в деревянной церкви; а
особенным чествованием, как чудотворные, пользуются иконы
Корсунской Божией Матери и святителя Димитрия, Митрополита
Ростовского, составившего знаменитые Четьи-Минеи, Жития
святых в 12 книгах.
Преосвященный Амвросий (Протасов), епископ Тульский и Белевский,
видя многие чудеса, связанные с этой иконой, установил крестный
ход к Христорождественской церкви в день святителя 21 сентября.
В 1894 году при храме открыта церковно-приходская школа,
а в начале 30-х годов прошлого века он был закрыт и использовался
под гараж и складские помещения.
Из связанных с Демидовыми древностей Христорождественской
церкви, до нас, к сожалению, не дошедших, выделялись медное
паникадило и 53-пудовый колокол. В начале 90-х годов прошлого
века, на заре рыночной экономики, неожиданно исчезла и красивая
чугунная ограда, от которой сохранилась лишь одна секция.
До сих пор на улице Карла Маркса стоит порядком обезображенное
здание этой старинной церкви, пугающее своим внешним видом
всех проходящих мимо и проезжающих по мосту через реку Упу,
в котором разместились "Горэлектросвет" и "Тулатеплосеть".
^вверх^
Храм
во имя великомученика Димитрия Солунского
Эта
церковь изначально была расположена на самой окраине
Чулковской слободы, близ реки Тулицы. Храм заложен в
1795 году, а освящен в 1801 году как кладбищенский,
бесприходный. Первоначально он строился во имя сошествия
Святого Духа, но когда церковь была отстроена, ее освятили
во имя великомученика Димитрия Солунского.
Причиной переименования храма послужило то, что местные
жители в день Святого Духа устраивали обычно шумное
народное гуляние, и преосвященный Мефодий (Смирнов),
епископ Тульский и Белевский, как говорит предание,
желая отделить церковное празднование от языческого,
распорядился перенести престольный праздник на более
позднее время.
До 1808 года самостоятельного причта при церкви не было,
и богослужения отправляли священники храма Рождества
Христова в Чулкове.
По своему архитектурному строению Димитриевская церковь
принадлежит к так называемому трапезному типу. Трапезная
и примыкающая к ней с запада колокольня чисто классического
стиля, построены несколько позднее - в 20-е годы Х1Х
века. На собранные деньги прихожан в 1828 году в храме
устроено два придела: во имя Рождества Иоанна Предтечи
и святых первопрестольных апостолов Петра и Павла.
Площадь храма с алтарями и подсобными помещениями составляет
немногим более 300 кв.метров, а число прихожан - около
тысячи человек, преимущественно оружейников, самоварщиков
и ремесленников. Приход этот образовался в 1866 году
путем отделения для Димитриевской церкви части Чулковской
слободы и в дальнейшем никогда не закрывался, как и
Всехсвятский. В 1864 году были перестроены придельные
иконостасы, а в 1888 году обновлен и престольный иконостас
на средства церковного старосты Воронцова.
При храме работала церковно-приходская школа, и совершались
регулярные богослужения.
^вверх^
Храм
во имя Донской Божией Матери
В
ХУШ веке на этом месте находилось большое кладбище,
которое после перепланировки города было ликвидировано.
В память о нем в 1857 году заложили, а к 1864 году
построили каменную церковь во имя иконы Божией Матери
"Донская". На постройку храма была использована
часть денег, данных в награду тульским оружейникам
императором Александром П, с добавлением добровольных
пожертвований самих граждан. Наиболее крупное пожертвование
внесено бывшим оружейником Максимом Лялиным в размере
10 тысяч рублей. В 1892 году на церковные средства
начато строительство каменной колокольни, которая,
как и храм, просуществовала до середины 20-х годов
прошлого столетия.
В храме было три престола: средний - во имя Донской
Божией Матери, правый - во имя Троицы и левый -
во имя преподобного Максима Исповедника.
В дальнейшем здание церкви вместе с колокольней
снесли. В 20-е годы прошлого века храм был разобран,
и по свидетельству старожилов, из его кирпича и
камня построено здание 4-й городской больницы, соседствующей
со сквером.
На основе проведенной в 90-е года разведки археологами
было обнаружено основание старого храма. И на том
же месте, в сквере на углу улиц Марата и Чапаева
на добровольные пожертвования, которые внесли 97
трудовых коллективов и 49 частных лиц по инициативе
главы администрации Пролетарского района В.С.Могильникова
за полгода выстроен храм-памятник во имя Донской
Божией Матери, заступницы и покровительницы российского
воинства.
Есть легенда, что прибывшие на помощь великому московскому
князю Дмитрию Ивановичу донские казаки в 1380 году
принесли с собой икону Божией Матери. Этот образ
был укреплен на древке как хоругвь и все время,
пока продолжалась битва с татаро-монгольской ордой
на Куликовом поле, он осенял полки русские.
После сражения донские казаки поднесли эту икону
великому князю в дар. Дмитрий поставил ее сначала
в Успенском, а потом в Благовещенском соборе. С
тех пор она стала именоваться Донской. Богородица
- всемогущая владычица, народная заступница, "помощница
обидимых, не надеющихся на деяние, убогих заступница,
печальных утешение, алчущих кормительница, нагих
одеяние, больных исцеление, грешных спасение, христиан
всех поможение и заступление".
И впоследствии она еще не раз укрепляла дух русских
ратников. Так, в 1552 году, отправляясь в Казанский
поход, царь Иван Грозный взял икону с собой.
Спустя почти сорок лет, в 1591 году Русское государство
подверглось серьезной опасности со стороны Крымского
ханства. Царь Федор, сын Ивана Грозного, приказал
совершить вокруг городских стен Москвы крестный
ход с Донской иконой, а затем установить ее среди
защитников города в походной церкви, чтобы воссылать
молитвы "теплой Заступнице и скорой Помощнице".
Перед сражением государь всю ночь провел в молитве
и получил откровение от явившейся ему Богородицы,
которая утешила его и обещала свою помощь.
Действительно, ограничившись несколькими стычками,
враги не отважились на решающую битву. Побросав
оружие, они в необъяснимой панике бежали прочь.
В память об этом событии и в благодарность Божией
Матери москвичи основали на том месте, где находилась
среди воинов икона, Донской монастырь.
Еще через полвека, в 1646 году в пределы России
снова вторглось крымское войско, создав очередную
угрозу нападения на Москву. И вновь жители столицы
вспомнили о Донской иконе. Обойдя крестным ходом
вокруг города, они просили у Пресвятой Девы Марии
"утешения и заступления и скорые помощи и надежи".
Вскоре после этого неприятельские войска были разбиты
под Курском.
С тех пор прошло несколько веков, но и поныне Русская
Православная церковь ежегодно 19 августа (1 сентября
по новому стилю) чествует икону Донской Богоматери.
Проект возрождаемой часовни во имя Донской Богоматери
был разработан архитектором А.В.Шевчуком при участии
архитектора Г.П.Илюхиной. Ее высота вместе с крестом
составляет свыше 16 метров, а внутренняя площадь
- 77 квадратных метров. Возводить часовню доверили
фирме "Туссо" под руководством Е.В.Белолипецкого.
Ее строительство благословил высокопреосвященный
Серапион (Фадеев), митрополит Тульский и Белевский,
а освятил закладной камень и крест на месте будущей
часовни благочинный тульских церквей архимандрит
Кирилл (Наконечный).
Воссоздаваемая часовня привязана к четырехстолпию
его главной части и в дальнейшем может быть заключена
в восстановленный полностью храм. Открытие часовни
в память воинов, погибших за нашу Родину, приурочили
к 6 мая 1995 года в День святого Георгия Победоносца
и в канун 50-летия Победы в Великой Отечественной
войне.
За год до этого события определением Архиерейского
собора Русской Православной Церкви установлено совершать
в День Победы, 9 мая, особое поминовение усопших
воинов, за веру, Отечество и народ жизнь свою положивших,
и всех страдальчески погибших в годы Великой Отечественной
войны 1941-1945 годов.
^вверх^
Свято-Покровский храм во имя святителя Феодосия
Черниговского
Первая
деревянная церковь с колокольней во имя святителя
Феодосия, архиепископа и чудотворца Черниговского,
построена по благословению преосвященного Питирима,
епископа Тульского и Белевского, на средства
тарусского купца второй гильдии Иоанна Зуева
и была освящена в 1899 году. Постройка нового,
каменного храма по проекту архитектора Сковронского
начата в 1903году и производилась на пожертвования
тульского мещанина Иоанна Татаринова и других
благотворителей. Она имела два придела: во имя
евангелиста Иоанна Богослова и преподобного
Серафима Саровского, но из-за отсутствия средств
и начавшейся первой мировой войны не была закончена.
Поэтому службы проводились в деревянной церкви.
Общее число прихожан превышало две тысячи человек.
При храме была открыта церковно-приходская школа.
Церковь закрыта в 1930 году, и длительное время
здание храма использовалось не по прямому предназначению,
а под склад. Сейчас храм действует, освящен
в 1990 году в честь Покрова Пресвятой Богородицы
с приделами преподобного Феодосия Черниговского
и благоверного Иоанна Тульского.
^вверх^
Храм
во имя святой мученицы Раисы при богадельне
В
1901 году на завещанные вдовой коллежского
асессора Раисой Ивановной Ефимовой средства
в сумме 10 тысяч рублей была обустроена
и освящена домовая церковь во имя святой
мученицы Раисы при Александровской двухклассной
церковно-приходской школе Щегловского монастыря.
В настоящее время в этом здании на углу
улиц Кирова и Патронной находится поликлиника.
Храм во имя иконы Божией Матери "Целительница"
при областной больнице
С
1995 года при областной больнице действует
храм, освященный в честь иконы Божией
Матери "Целительница". Раньше
подобные храмы были при каждой большой
больнице, а сейчас это уникальная редкость.
Храм расположен в бывшей больничной
четырехместной палате травматологического
отделения, но в нем есть все, что нужно
для богослужения: алтарь, иконостас
и иконы. Здесь совершаются таинства
исповеди, причащения и соборования,
служатся молебны о здравии, об исцелении
болящих.
Духовному просветительству служит и
собранная при храме библиотека. Так
что это и школа, где человека порой
узнает первые истины о вере, жизни и
смерти в православном понимании и целебница,
подающая больному живоносные дары.
Единоверческая
церковь во имя святителя Иоанна Златоуста
При
въезде в Пролетарский район в непосредственной
близости от железной дороги расположено
наполовину разрушенное, наполовину
недостроенное культовое сооружение.
Это так называемая единоверческая
церковь во имя Святителя Иоанна
Златоуста. Сохраняя свои обычаи
и обряды, единоверие возникло в
результате соглашения умеренных
кругов старообрядцев с официальной
православной церковью.
Закладка каменного здания состоялась
более века тому назад, в 1903 году.
Строительство продолжалось 10 лет.
Церковь освящена в 1913 году, хотя
притвор и колокольни оказались не
достроены из-за отсутствия средств
и начавшейся первой мировой войны.
Звонница была устроена во дворе
церкви прямо на земле. В настоящее
время здание занято под мастерские.
^вверх^
3.
ЛЮБОВЬ К ОТЕЧЕСКИМ ГРОБАМ
Во
все времена отношение к умершим
людям служило мерилом духовности
и нравственности общества. Свободная
и бескорыстная память об усопших
как бы проверяет нашу нравственную
зрелость.
Как дань светлой памяти к своим
предкам у нас с древности было
характерно святое отношение
к их могилам, будь то столичные
некрополи или провинциальные
кладбища, сельские погосты или
братские могилы.
Два чувства дивно близки нам,
В них обретает сердце пищу:
Любовь к родному пепелищу,
Любовь к отеческим гробам.
Эти пушкинские строки, как нельзя
лучше, характеризуют отношение
наших соотечественников к людям,
ушедшим в мир иной. После принятия
христианства на Руси стало обычаем
погребать усопших вокруг храмов.
В ограде церквей находили свой
вечный покой их прихожане. С
развитием городов небольшие
места захоронения оказались
среди заселенных районов, что
создавало целый ряд затруднений.
Поэтому под кладбища отводили
специальные участки, обычно
за чертой города.
В Туле из-за эпидемии чумы в
1771 году за городом в соответствии
с последовавшим вскоре указом
Екатерины П были отведены места
погребения усопших, а на них
построены кладбищенские храмы:
Всехсвятский, Спасский в Заречье
и Димитриевский в Чулково. До
революции в городе располагалось
12 кладбищ, где, по словам поэта
А.А.Фета, "встречу с тихими
гробами смиренно празднует душа".
"Общность земного бытия
и неизбежность кончины сближает
всех живущих на этом свете.
Не будем забывать об этом и
преклоним голову перед памятью
поколений, которые прошли раньше
нас", - справедливо подчеркивал
протоиерей Ростислав Лозинский,
доктор богословия, почетный
гражданин города Тулы.
Историческая и культурная ценность
тульских кладбищ неоспорима.
С одной стороны, они содержат
в себе память об известных деятелях
культуры, науки, техники. С
другой, - многие надгробные
памятники не только являются
произведениями искусства, но
и источником исторических сведений,
в которых заключена часть духовной
культуры общества, его нравственной
основы.
Современный человек находит
на городских кладбищах примеры
высокого творчества: скульптуру
и резьбу по камню, а также надгробные
надписи-эпитафии как образец
лаконизма и красноречия, в которых
заложены мудрые мысли, воплощенные
в камне.
Проникнутые обычно элегическим
духом скорби эпитафии, кроме
конкретной информации о личности
погребенного, нередко дают также
материал для понимания всей
эпохи, условий жизни и мировоззрения
современников. Недаром еще Генрих
Гейне заметил, что "под
каждым надгробным камнем погребена
целая всемирная история".
Живые ставят памятники мертвым
- это дань памяти ушедшим, знак
любви и уважения к ним. Мертвые
через надгробия обращаются к
живым, напоминают им о себе.
Так восстанавливается связь
времен.
В середине 80-х годов прошлого
столетия над старыми тульскими
кладбищами нависла угроза уничтожения,
но поистине самоотверженная
позиция краеведов и общественности
спасла их от разрушения. Была
начата работа по уборке завалов
мусора, топографическому описанию
кладбища, фотосъемке его отдельных
участков и изучению памятников.
Например, выяснилось, что различные
социальные группы граждан имели
разные по типу памятники. Купцы
предпочитали аналои, саркофаги
и часовни, а дворяне - жертвенники
и колонны, тумбы и кресты. Конечная
цель этих работ - создать историко-мемориальный
музей под открытым небом, проложить
маршруты прогулок по некрополю.
^вверх^
Щегловский
некрополь
В
недрах священной земли,
под сводами храма Богородицы
Млекопитательницы устроены
благолепные надгробия с
достопамятными надписями.
Здесь нашли вечный покой
устроители святой обители.
Достопамятнейшая из всех
могила основателя монастыря
схимонаха Варсонофия, в
миру московского купца Василия
Ивановича Макарухина, родившегося
27 июля 1805 года и скончавшегося
26 апреля 1890 года. Она
находится в склепе под алтарем
северного придела, посвященного
имени св.Василия Блаженного.
Рядом расположена могила
его племянника, иеромонаха
Никанора, в миру Николая
Федоровича Мусатова, который
умер 22 апреля 1915 года.
Под главным алтарем храма
находятся еще две могилы
- иеромонаха Никандра и
архимандрита Иоанна. Иеромонах
Никандр, в миру Николай
Васильевич Кондрашов, родился
1 декабря 1801 года, а скончался
18 мая 1866 года. Под тем
же сводом - могила "умудренного
жизнью" архимандрита
Иоанна, в миру Ивана Федоровича
Воскресенского, который
родился в 1828 году, а скончался
23 февраля 1890 года.
Под сводами южного придела
во имя Иоанна Предтечи находится
могила иеросхимонаха Иеронима,
в миру Гавриила Васильевича
Бочарникова, родившегося
30 марта 1804 года и скончавшегося
4 февраля 1880 года.
Чуть дальше по прямой покоится
прах "смиреннейшего
из начальников", настоятеля
монастыря иеромонаха Арсения,
в миру Арефы Чекомаса, который
родился в 1844 году, а скончался
28 августа 1892 года. Из
48 лет жизни 28 лет "в
светлой простоте души своей"
он подвизался в Глинской
пустыни и Щегловском монастыре.
Вне стен храма, напротив
алтаря расположена могила
архитектора А.Г.Бочарникова,
родившегося в 1833 году
и умершего 13 марта 1886
года. Рядом с ним погребен
почетный гражданин Тулы,
родной брат городского головы
- Александр Никитич Добрынин,
который родился 30 января
1814 года и скончался 17
сентября 1865 года.
Немного к северу, в том
же ряду находится могила
строителя Жабынской пустыни
иеромонаха Феодосия, скончавшегося
23 апреля 1881 года.
^вверх^
Димитровское
кладбище
Кладбище
отведено в 1790 году
по прошению священнослужителей
Рождественской церкви
в Чулково, а закрыто
в 1973 году.
Здесь, под пологом старых
деревьев, рядом с речкой
Тулицей, покоится прах
многих туляков, чьи
имена составляют подлинную
гордость города. Так,
в 1986 году на Чулковском
кладбище была обнаружена
надгробная плита на
могиле известного тульского
оружейника А.М.Сурнина
(1767-1811).
На надгробии эпитафия
от имени жены покойного
титулярного советника:
Покойся, милый друг,
Покойся в тишине.
Ты сердце взял мое,
Но что ж оставил мне:
Великую печаль
И юных пять птенцов.
О, Боже, дай мне сил
Снесть тяжесть сих оков.
Памятник этому знаменитому
изобретателю, которого
считают прототипом легендарного
Левши, находится рядом
с алтарем. В молодые
годы Алексей Михайлович
был командирован в Англию
на ученичество. Но,
оказалось, и английским
мастерам было чему поучиться
у туляков. Недаром потом
сложилась легенда о
тульском мастере Левше,
подковавшем "аглицкую"
стальную блоху.
По возвращении на родину
А.М.Сурнин, назначенный
два года спустя "мастером
и надзирателем оружейного
дела", сумел за
короткий срок устранить
многие инструментальные
недостатки.
При нем на Тульском
оружейном заводе были
разработаны опытные
образцы новых ружей,
в том числе принятого
для русской армии ружья
образца 1793 года. Есть
также сведения о создании
им многозарядных пистолетов
и карабина собственной
конструкции.
Он впервые организовал
технологический процесс
изготовления деталей
ружья с учетом их взаимозаменяемости.
Его работа способствовала
не только улучшению
качества оружия, но
и подготовке необходимых
условий для перехода
к машинному производству.
На южной окраине кладбища
под саркофагом из красно-серого
гранита была найдена
могила уроженца Англии,
знаменитого механика
Джона Джонса, изобретателя
нового кузнечно-прессового
оборудования. Будучи
ровесником Сурнина,
этот искусный мастер
пережил его почти на
четверть века, скончавшись
в 1835 году.
Спустя пять лет нашел
здесь последний приют
русский генерал артиллерии
Александр Иванович Сиверс
(1798-1840), командир
казенного Тульского
оружейного завода.
Еще через пять лет на
этом кладбище был похоронен
его предшественник Евстафий
Евстафьевич Штаден (1774-1845)
- герой Отечественной
войны 1812 года, портрет
которого находится в
Эрмитаже, генерал артиллерии,
отлично проявивший себя
в боях при реке Березине,
обладатель золотой шпаги
"За храбрость",
впоследствии тульский
губернатор, инспектор
всех оружейных заводов
России.
Тут покоится прах и
знаменитого оружейника,
одного из изобретателей
гармоники Тимофея Пименовича
Воронцова (1797-1854),
а также основателя чугунолитейной
фабрики Максима Ивановича
Надеждина (1770-1860).
Есть могилы и других
замечательных людей:
известного изобретателя-инструментальщика
Ф.И.Довиха, знаменитого
механика П.Д.Захавы,
а также Воронцовский
и Тепловский родовые
некрополи.
Из заслуживающих особого
внимания современников
наших здесь погребены
Герой Советского Союза
Иван Андреевич Дементьев
и последний настоятель
храма в честь Димитрия
Солунского, кандидат
богословия, протоиерей
Вячеслав (Гаврилов).
Однако последний приют
выдающихся мастеров,
непосредственно связанных
с тульским краем, долгое
время находился без
присмотра и превратился
в непроходимые джунгли
из поваленных деревьев
и пышного бурьяна сорняков.
На дорожках скопилось
немало хлама.
Но с некоторых пор на
кладбище косится бурьян,
удаляется сухостой,
ликвидируются стихийные
свалки, расчищаются
и прокладываются дорожки.
Для захоронений кладбище
было закрыто в 1973
году, а в 90-е годы
минувшего века его вообще
собирались снести. Пока
общими усилиями удалось
отстоять кладбище от
уничтожения, но требуется
навести здесь порядок,
чтобы оно не зарастало
впредь травой забвения.
^вверх^
Иноверческие
кладбища
Помимо
упомянутых некрополей
для православных
верующих, в Пролетарском
районе сохранились
остатки кладбищ
для представителей
иных конфессий.
Так, у стены патронного
завода со стороны
улицы Каракозова
за вековыми деревьями
и металлической
оградой притаилось
иудейское кладбище,
где покоится не
одно поколение тульских
евреев. Командир
оружейного завода,
генерал-майор К.К.Стандершельд
в 1858 году распорядился
выделить место за
Чулковой слободой
для погребения умерших
солдат и нижних
воинских чинов иудейского
вероисповедания,
которые служили
в инвалидных ротах.
С начала 70-х годов
прошлого века, когда
еврейское кладбище,
как и все прочие,
было закрыто для
захоронений, оно
стало практически
безнадзорным. Старинные
памятники воровались
для вторичной переделки,
а многие величественные
надгробия были повалены
и разбиты.
Это продолжалось
до тех пор, пока
в 1987 году администрация
патронного завода
не включило кладбище
в свою охранную
зону. Возведенный
железобетонный забор
и установленный
замок на калитке
спасли его от окончательного
разгрома.
А ведь иудейское
кладбище имеет немаловажное
историко-культурное
значение не только
для евреев. Помимо
старинных памятников
здесь довольно хорошо
сохранились чудесные
образцы ковки и
чугунного литья:
это изготовленные
знаменитыми тульскими
мастерами ограды
и возвышающиеся
над общим безмолвием
надмогильные шатры,
обладающие, по мнению
компетентных специалистов,
высокой художественной
ценностью.
Мы не найдем тут
привычных для православных
кладбищ крестов,
но на многих оградах
выкована звезда
Давида. И оставшиеся
в целости памятники
не устремлены к
небу, а придавлены
к земле в виде приподнятых
у изголовья плит
по всей длине могилы.
Не случайно в 2003
году оно было включено
в список объектов,
представляющих историко-культурную
ценность, как памятник
архитектуры и градостроительства
регионального значения.
Теперь это кладбище,
находящееся под
охраной государства,
окончательно спасено
от сноса.
Рядом, у завода
"Штамп",
находится также
известное с давних
времен старообрядческое
кладбище, от которого
не осталось практически
никаких следов.
^вверх^
|
|